Таджикистан: технические уловки направлены на последние независимые СМИ
среда, 16 октября 2019 г. 15:35:38
Правительство отрицает свою причастность к блокировкам «Азии-Плюс», но только у властей есть соответствующие инструменты внутри страны.
 
Власти Таджикистана обычно прибегают к прямолинейным и грубым мерам, когда чинят препятствия независимым журналистам.
 
Но в случае с редакцией газеты и веб-сайта «Азия-Плюс», одного из немногих оставшихся в стране не контролируемых государством СМИ, цензура приняла более технологичную форму.
 
Все началось в середине 2018 года.
 
«Сайт был внезапно заблокирован, затем снова стал доступен», – сказала Eurasianet.org исполнительный директор медиахолдинга «Азия-Плюс» Зебо Таджибаева.
 
Это спорадическое и странное вмешательство доставляло неудобства, но с этим в принципе можно было смириться.
 
Ситуация стала серьезнее в ноябре прошлого года, когда сайт в Таджикистане был заблокирован окончательно.
 
Почему чиновники, контролирующие потоки интернет-трафика в республике, выбрали именно это время, не совсем ясно. Что же касается мотивов, то есть кое-какие косвенные доказательства.
 
«До этого некоторые государственные структуры просили [нас] опубликовать подготовленные ими материалы, – сказала Таджибаева. – Конечно, они не хотели указывать свое авторство. Но журналистская ответственность в нас взяла верх. Из уважения к нашей профессии и нашим читателям мы отказались публиковать эти статьи, которые были совсем не журналистскими».
 
Нуриддин Каршибоев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, оценил ограничения доступа к сайту «Азия-Плюс» как откровенно незаконные.
 
«Это нарушение конституционных прав граждан Таджикистана. То, что происходит с «Азия-Плюс», является ограничением свободного доступа к информации, источнику альтернативной информации», – сказал Каршибоев.
 
В этой характерной для Таджикистана истории об очевидной цензуре есть нюанс. Правительство отрицает свою причастность к блокировке.
 
Но в беседе с таджикской службой RFE/RL Букет Коскунер, координатор по связям с общественностью ICANN, американского НПО, чья деятельность включает работу с интернет-доменами, сказала, что проблема «Азия-Плюс», по-видимому, связана с манипуляциями с системой доменного имени сайта (DNS). Коскунер не выдвинула предположений о том, кто мог получить доступ к этому важному реестру технической идентификации и внести туда изменения, в результате чего посетители стали видеть лишь сообщение об ошибке, но она призвала все стороны встретиться и обсудить проблему.
 
Однако эта инициатива вряд ли поможет, поскольку правительство настаивает, что оно ни при чем.
 
«Мы попросту не знаем, к кому обратиться и в какие двери стучаться. Когда мы делаем устные и письменные запросы, они признают, что была допущена техническая ошибка, обещают с ней справиться, но этим все и ограничивается», – говорит Таджибаева.
 
Каршибоев более категоричен.
 
«Вряд ли кто-то мог внести изменения в DNS информационного агентства без разрешения представителей государственной телекоммуникационной службы. Это могут быть конкуренты или политическое решение ограничить свободу слова», – сказал он.
 
Подозрения Каршибоева не безосновательны.
 
В Таджикистане сугубо централизованный телекоммуникационный рынок. В 2016 году правительство создало некий «узел» данных – Единый коммутационный центр электрической связи (EKЦ). По этой системе, весь трафик, входящий и выходящий из таджикского интернета, должен проходить через правительственные серверы. Все поставщики доменов и сервисов, включая тех, которые вроде бы работают в частном секторе, находятся под интенсивным и неограниченным контролем государства.
 
ИТ-специалист в Таджикистане, комментируя Eurasianet.org на условиях анонимности, согласился с тем, что только государственная телекоммуникационная служба имеет техническую возможность запустить руку в DNS «Азия-Плюс».
 
«На данный момент вместо буквы «О» в DNS значится ноль. Выглядит так же, но DNS ошибочный, поэтому трафик направляется не на тот сервер», – сказал ИТ-специалист.
 
По его словам, он не может припомнить такого саботажа против веб-сайтов, но был прецедент, когда телекоммуникационная служба просто конфисковала домены у компаний мобильной связи.
 
«После переговоров домен был восстановлен», – сказал он.
 
Среди местных ходят слухи, что текущая ситуация с «Азия-Плюс» может быть связана с одним (по меньшей мере) близким родственником президента Эмомали Рахмона, который, возможно, намеревается прибрать к рукам медиа-компанию.
 
Однако Таджибаева скептически относится к подобным теориям.
 
«Я категорически не согласна с предположением, что в ближайшее время может быть поглощение компании. Просто СМИ не тот вид бизнеса, который гарантирует стабильную прибыль, – сказала она. – Более того, это бизнес, который зависит от репутации управляющих им людей. Если в компании не будет определенных людей, которые движут ею, то вряд ли она будет успешна».
 
В ожидании урегулирования ситуации «Азия-Плюс» пытается использовать альтернативные способы предоставления читателям доступа к своим статьям. Сначала редакция начала публиковать материалы на российской контент-платформе Yandex.Zen. Но вскоре этот ресурс тоже был заблокирован, и «Азия-Плюс» пришлось искать другие варианты.
 
Правительство, кстати, признает, что прибегает к блокированию веб-сайтов, но только в рамках борьбы с экстремизмом. В начале года министр иностранных дел Сироджиддин Мухриддин заявил журналистам, что эти меры принимались по просьбе органов безопасности и принесли свои плоды.
 
«Если посмотрите на карту, то увидите, что мы граничим с Афганистаном. Из дальнего зарубежья смотрят на нас и думают, что эта страна имеет на нас влияние, – сказал Мухриддин. – Но при этом мы – одно из самых стабильных государств региона».
 
Нынешнее решение, которое использует «Азия-Плюс» в своей затянувшейся игре в кошки-мышки с правительством, состоит в диверсификации своих информационных каналов, которые включают веб-сайт, размещенный на зарубежном сервере, и различные социальные сети.
 
Популярность бренда «Азия-Плюс», судя по всему, остается высокой. Таджибаева сказала, что большая часть трафика направляется на их текущий домен – asiaplustj.info – через поисковые запросы в Google, такие как, например, «Азия-Плюс новости Таджикистан».
 
«Это означает, что нас ищут. И теперь, благодаря нашим усилиям, люди находят нас, – сказала Таджибаева. – Затем они выбирают, где лучше читать нас – на сайте либо в Telegram, Facebook или Instagram. Мы делаем все возможное, чтобы наш контент доходил до читателей».
 
"Eurasianet.org"
Камила Ибрагимова 
14.10.19

facebook    Twitter    Twitter    Twitter
Другие материалы раздела:
Комментарии
bmw


Публикации Авторов:

19.02.2020
V.Panfilova, NG
Таджики объявили своей Баткенскую область

17.02.2020
"Zakon.kz"
В Узбекистане признали, что мирных жителей в Андижане расстреляли правительственные войска

17.02.2020
"Asia plus"
Жители села Сомониён: «Если отдадим наше село, Чоркух высохнет»

13.02.2020
G.Ivanova (Iz)
Свято место: почему США возвращаются в Центральную Азию

13.02.2020
"Eurasia.expert"
ЕАБР профинансирует масштабный инфраструктурный проект в Казахстане

12.02.2020
V.Panfilova, NG
Туркменистан укрепляет границу с Афганистаном

11.02.2020
"Nezavisimaya gazeta"
К-Т. Токаев уволил силовиков

10.02.2020
V.Panfilova, NG
Погромы в Казахстане покрывали госорганы

06.02.2020
V.Panfilova, NG
Душанбе не спешит в Евразийский союз

06.02.2020
"RIA Novosti"
В Москве умер сын экс-президента Кыргызстана, сообщили СМИ

04.02.2020
V.Panfilova, NG
Госдеп США представил новую стратегию по ЦА

30.01.2020
E.Tishenko (vechastana.kz)
В Казахстане снизился уровень коррупции

30.01.2020
V.Panfilova, NG
Узбекистан может стать наблюдателем в Евразийском союзе

29.01.2020
“Avesta”
Минздрав Таджикистана опроверг слухи о попадании коронавируса в страну

27.01.2020
"HAMSINF.com"
Коронавирус уже в Таджикистане: двое погибших, около сотен зараженных

23.01.2020
"Eurasianet.org"
Туркменистан: где же покупатели?

Все материалы раздела

Самые комментируемые

Комментариев еще нет За послед. 7 дней