Хамид Карзай: деньги от наркотиков в Афганистане идут в западные банки
вторник, 18 апреля 2017 г. 10:12:00
Экс-президент Афганистана — о борьбе с терроризмом и роли России в укреплении мира в регионе
 
Тема Афганистана не сходит с первых полос мировых СМИ. Правда, как правило, из этой страны приходят новости о происшествиях: взрывы, теракты, убийства. А на прошлой неделе США применили против террористов в афганской провинции Нангархар самую крупную неядерную бомбу весом около 10 т. Уже почти 40 лет в Афганистане идет война.
 
В интервью специальному корреспонденту «Известий» Георгию Асатряну экс-президент Афганистана Хамид Карзай рассказал о  путях мирного урегулирования в стране, движении «Талибан» (деятельность организации запрещена в РФ), работе нынешнего афганского правительства и внешнеполитических ошибках США в регионе. 
 
— Как вы оцениваете усилия России в организации международных консультаций по Афганистану, которые прошли 14 апреля в Москве? На встречу приехали представители более десятка стран. Однако США, несмотря на приглашение, отказались принимать участие.
 
— Я полностью поддерживаю конференцию и консультации, организованные Россией. Они имеют важное значение для укрепления мира и стабильности как в Афганистане, так и в регионе в целом. Мне жаль, что США отказались от участия. Америке как стране, чьи войска находятся в Афганистане, необходимо делать всё, чтобы принести стабильность и мир. Для этого необходимо усиление контактов со всеми региональными странами: Россией, Китаем, Индией и Ираном. Успешное противостояние терроризму без кооперации с этими странами невозможно. Одним словом, если кто-то хочет мира в Афганистане, то он должен был принять участие в конференции в Москве.
 
США обязаны воссоздать положительную политическую обстановку, окружающую Афганистан. В ней должно доминировать слово «сотрудничество». Приведу конкретный пример. Речь идет о ситуации, когда существовала кооперация между США и мировыми и региональными странами. Такая обстановка окружала мою страну вплоть до недавнего времени. В какой-то момент ситуация изменилась... И положительная атмосфера вокруг Афганистана исчезла. Главное, что я хочу подчеркнуть, — для мира и стабильности в стране необходимо региональное сотрудничество. Его необходимо вернуть. Для этого нужна кооперация США как страны, присутствующей в Афганистане, со странами региона, включая Россию. Я надеюсь на прочные позиции Москвы в регионе — это поможет нам.
 
— Недавно представители афганского правительства обратились к России с просьбой инвестировать в 124 объекта. Среди них тоннель «Саланг», хлебокомбинат в Кабуле, Политехнический университет, авторемонтный завод «Джангалак», а также электростанция в Пули-Хумри. В России сказали, что это достаточно сложно реализовать из-за низкого уровня безопасности в Афганистане. Есть ли у таких инвестиций будущее? И не будет ли преград со стороны других партнеров Афганистана?
 
— Россия — сосед Афганистана. Россия — очень давний друг и партнер Афганистана. У наших стран есть давняя традиция тесной кооперации. И самое важное, Россия находится в непосредственной близости от нас. Отсюда вытекают общие интересы афганского и российского народов.
 
Российские и советские инвестиции в экономику Афганистана имели самый позитивный эффект в развитии моей страны. Любой афганец-патриот будет приветствовать российские инвестиции. Что касается каких-то преград (пауза), то я надеюсь, что западные страны увидят позитивные аспекты российского экономического присутствия и поддержат его. Главной задачей для Афганистана должны быть мир и стабильность.
 
 
— Ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем. Согласно статистике международных институтов, включая ООН, уровень насилия бьет все рекорды.
 
— К сожалению...
 
— К сожалению. Задам немного наивный, но интересующий многих читателей вопрос. Возможно ли остановить войну в Афганистане?
 
— Да! Да, разумеется, такая возможность существует. Стабилизировать ситуацию в Афганистане можно путем регионального сотрудничества и кооперации. Кстати говоря, консультации в Москве с участием в первую очередь стран региона — хороший пример. Безусловно, речь не идет об исключении США из формата переговоров. Это невозможно и не нужно. Я бы хотел, чтобы они приняли приглашение и тоже участвовали. Я говорю о региональном сотрудничестве. Отправка новых воинских контингентов не решает проблему. Войну может разрешить атмосфера сотрудничества по проблемам Афганистана всех без исключения: и региональных, и великих держав.
 
— Есть ли у нынешней ситуации «авторы»? Кого вы вините в том, что ваша страна переживает такой глубокий кризис?
 
— Я буду честен с вами. Главная вина в усилении радикализма и экстремизма в Афганистане и его распространении по всему региону, а также Ближнему и Среднему Востоку лежит на двух странах: Пакистане и США. Эти две страны имели все возможности принести мир в регион, но они этого не сделали.
 
— Однако США многое сделали в начале афганской кампании в 2001 году для того, чтобы ваша страна вышла из-под контроля экстремистских сил. Россия на начальном этапе поддерживала эти усилия. Возможно ли российско-американское сотрудничество в Афганистане сегодня?
 
— США пришли в Афганистан в 2001 году и освободили нас от экстремистов. Афганцы ценят это. Россия и Китай также сыграли свою роль в поддержке Афганистана. Нам снова нужна эта атмосфера и политика. У западной коалиции в какой-то момент что-то пошло не так. Конечно, кооперация между РФ и США возможна. Для этого необходимо, чтобы США объяснили свою политику и цели в Афганистане и искали сотрудничества с региональными странами, в особенности с Россией. Без российско-американского сотрудничества в Афганистане не будет стабильности.
 
— Командующий силами США в Афганистане генерал Джон Николсон заявил о том, что многолетняя война зашла в тупик. Но самое важное, он попросил подкрепления, отметив, что действующего контингента недостаточно для борьбы с радикалами.
 
— Нет (повысил голос), это не поможет. Они находятся в Афганистане уже более 15 лет. Мы видим больше радикализма и терроризма. В Афганистане появились боевики ИГ (организация запрещена в РФ. — «Известия»). Поймите, это не решение проблемы. Поверьте, я афганец (смеется) и знаю свою страну, это не поможет. Афганистану не нужны войска иностранных государств. Афганистану не нужны ничьи войска на своей территории. Нам нужны добрые отношения со своими соседями и собственные вооруженные силы, которые могут обеспечить безопасность. Афганистану нужно, чтобы соседний Пакистан осознал, что использование экстремистов в своих целях не принесет пользы для него самого.
 
 
— А что нужно тогда?
 
— Новый контракт с народом Афганистана. Понимание, атмосфера доверия и кооперации со странами региона. Только это поможет.
 
— Вы упомянули ИГ. Насколько велика угроза ИГ в Афганистане?
 
— Она велика. Они уже сейчас серьезно распространились на наших территориях, в особенности на востоке Афганистана, в провинциях Нангархар, Кунар и окрестностях. ИГ в Афганистане — это элемент внешнего присутствия, это не афганцы.
 
— В 2014 году вы покинули пост президента Афганистана. В стране появилось Правительство национального единства. Как вы оцениваете его деятельность?
 
— (Пауза.) Я желаю им успеха и всего самого наилучшего. Я надеюсь, что у них получится сделать всё, чтобы другие страны начали относиться к Афганистану как к суверенной и независимой стране.
 
— Замечательно, а они успешны или нет?
 
— Я желаю им успеха (повысил голос). У них всегда будет наша поддержка.
 
— У вас по-прежнему есть сторонники в Афганистане, и их немало. Есть ли у вас политические амбиции?
 
— Я больше никогда не буду участвовать в президентских выборах, но буду делать всё, что в моих силах, чтобы быть полезным своей стране, и бороться с терроризмом. Все мои усилия направлены на усиление позиций Афганистана в регионе и укрепление отношений с такими странами, как Россия, Китай, Индия, Иран и Пакистан.
 
— Как вы смотрите на российскую политику на афганском направлении?
 
— Я очень давно слежу за действиями России в регионе и, в частности, в Афганистане. Россия — мудрая и древняя страна, она имеет давнюю историю присутствия в Афганистане, хорошо знает его специфику. Чем больше присутствие России в регионе и Афганистане, тем лучше для страны. Москве нужен стабильный Афганистан. И исходя из исторического опыта, чем сильнее правительство в России, тем лучше обстоят дела в Афганистане. Я уважаю президента Путина. Он вывел Россию на международную арену в новом качестве. Он по-настоящему честно борется с международным терроризмом и экстремизмом. Афганцы уважают президента России и поддерживают его. И я хотел бы, чтобы Россия предпринимала больше усилий для поддержания стабильности в Афганистане.
 
— Высокопоставленные представители НАТО обвинили Россию в поддержке движения «Талибан». По вашей информации, соответствует ли это действительности?
 
— Когда они заявляют, что Москва «поддерживает» «Талибан», они имеют в виду, что существует канал обмена информацией и проводятся встречи. США встречаются с представителями движения в Катаре, Пакистане, Европе. Немцы, норвежцы и британцы встречаются с талибами. Представители арабских стран встречаются с лидерами движения. Никто этого не скрывает. Когда они встречаются с талибами — всё в порядке, но когда российские представители обмениваются информацией — Запад бьет тревогу (смеется). Талибы — это афганцы, и для того чтобы запустить мирный процесс в Афганистане, контакты с талибами необходимы. Это понимают все, кто хоть что-то знает об Афганистане. Просто речь идет о двойных стандартах, не более того. Что касается обвинений в поддержке Россией талибов, то я не вижу никаких оснований или доказательств этому. Но я вижу другое: например, организацию очень важных консультаций в Москве по афганскому вопросу.
 
— Афганистану нужно привлечение движения «Талибан» к мирному процессу?
 
— Конечно (оживился)! Талибы — афганцы, они наши братья. Без участия и привлечения талибов мира в Афганистане не будет. Они должны участвовать в мирном процессе.
 
— Производство наркотиков в период вашего президентства увеличилось в разы, по некоторым данным, в 40 раз. Россия неоднократно требовала от международных сил усиления борьбы с наркоугрозой. Прикладывались ли достаточные усилия для борьбы с наркомафией?
 
— К сожалению, производство наркотиков действительно увеличилось в разы, и народ Афганистана страдал и продолжает страдать от этого. Существует влиятельная международная мафия, которая зарабатывает на этом миллионы. Эти деньги уходят в западные банки, они не остаются в Афганистане. Я неоднократно призывал западных партнеров усилить борьбу с международной наркомафией.
 
 
— Афганистан на протяжении веков являлся полем «большой игры» и противоборства великих держав. Эта тенденция по-прежнему сохраняется?
 
— По крайней мере это выглядит именно так. Кажется, что Афганистан используют для своих стратегических целей (пауза). И поэтому очень важно, чтобы региональные страны, которые так или иначе задействованы в афганской политике, принимали участие в совместной борьбе с угрозами, которые не дают моей стране спокойно жить.
 
— Новый президент США Дональд Трамп не проявлял особого интереса к Афганистану. Он практически ни разу не упоминал Афганистан в ходе своей предвыборной кампании. Что ждут афганцы от нового главы Белого дома?
 
— Мы надеемся, что политика нового президента США по отношению к Афганистану изменится в лучшую сторону. Очень важно, чтобы он начал по-настоящему сотрудничать с Россией в афганском направлении и в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом. Нам нужна кооперация сторон, а не конфронтация.
 
— Я не могу не спросить вас о недавних событиях в Сирии. США нанесли ракетный удар по позициям сирийской армии в ответ на возможное использование химоружия против мирного населения. Вашингтон сразу обвинил в этом Дамаск, хотя расследование проведено не было. Что вы думаете по этому поводу?
 
— Мы до сих пор не знаем, кто совершил химатаку. Ракетный удар США, по моему мнению, является очевидным нарушением международного права. Конфронтация и новые атаки не помогут в разрешении ситуации. Более того, нельзя выйти из кризиса, уничтожая государственные институты.
 
"Известия"
Георгий Асатрян
17.04.17

facebook    Twitter    Twitter    Twitter
Другие материалы раздела:
Комментарии
продажа авто в бишкеке


Публикации Авторов:

26.07.2017
"Vpoanalytics.com"
Газопровод ТАПИ: «энергетический фронт» США против Китая в Центральной Азии?

26.07.2017
E.Korotkova (News-Asia)
«Русгидро» собирается подавать в суд на Кыргызстан и возмущено риторикой президента Атамбаева и чиновников

25.07.2017
"Polit-Asia", kz
Келкел снова рвется в Кыргызстан?

25.07.2017
V.Panfilova (NG)
Атамбаев оставляет кыргызам тяжелое наследство

20.07.2017
P.Chorshanbiev (Asia +)
Саудовская Аравия отпала. Парламентский комплекс в Душанбе построят за счет Китая

20.07.2017
"Liter.kz"
В Туркменистане банки ограничили конвертацию нацвалюты

20.07.2017
Y.Kistkina (CAM)
К чему приведут уход «старой гвардии» и усиление Карима Масимова?

20.07.2017
"Kommersant"
Кыргызстан выбирает президента из трех премьеров

19.07.2017
A.Melnikov (NG)
В Средней Азии ополчились на арабский ислам

19.07.2017
"Press-unity.com"
Кубат Рахимов: Внутри ЕАЭС осталось около шестидесяти барьеров, изъятий и ограничений

19.07.2017
"Expert Online"
В Кыргызстане Москва поддержит победителя

17.07.2017
A.Mehtiev (Pravda.ru)
Незаживающие раны Средней Азии: как США создают дугу нестабильности в подбрюшье России

17.07.2017
V.Panfilova (NG)
Кыргызстан и Таджикистан могут стать проводниками США на российский рынок

14.07.2017
"UzNews.uz"
Узбекистан готовится к визиту Федерики Могерини

Все материалы раздела