Причины перераспределения власти и новый ориентир Казахстана - политологи
четверг, 26 января 2017 г. 17:49:52
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 25 января 2017 года выступил с обращением к народу Казахстана по вопросам перераспределения полномочий между тремя ветвями власти. Нурсултан Назарбаев заявил, что причина делегирования части своих полномочий парламенту и правительству делается для того, чтобы Казахстан мог «отвечать вызовам времени» и соответствовать духу «демократических реформ».
 
О причинах подобного решения главы Казахстана и на кого ориентируется эта страна поделились кыргызстанские политологи.
 
Политолог и конфликтолог Эдил Осмонбетов согласен с тем, что решение Казахстана обосновано стремлением отвечать новым реалиям и требованиям в быстроменяющемся мире. Кроме того, политолог отмечает, что опыт Кыргызстана оказался бесценным для соседнего государства.
 
 
По его словам, за последние 25 лет независимости стран Центральной Азии видно, что каждая страна региона выбрала свою политическую историю, строила свою политическую структуру, институты и развивалась по-своему. В этом отношении, говорит он, страны региона различны, то есть у одних политические модели были старые, а кто-то использовал новые модели. «В этом отношении Кыргызстан выбрал наиболее прогрессивный вектор развития. За 25 лет Кыргызстан проделал путь от президентской формы правления до смешанной, и сейчас мы стремимся к полноценной парламентской форме правления. И время показывает, что те этапы политической истории, которые прошел Кыргызстан за 25 лет, могут служить примером для всех стран Центральной Азии и даже СНГ», - считает политолог.
 
По его мнению, причина этого объясняется тем, что Кыргызстан смог обобщить опыт всей Центральной Азии. «У нас были ошибки, проблемы, страна пережила две революции и, соответственно, у нас имеется серьезный политический опыт, чтобы сдерживать политический процесс в рамках определенной политической системы», - отмечает Э.Осмонбетов.
 
Более того, такой опыт, который есть у Кыргызстана, может быть использован всеми странами Центральной Азии. «Конечно, после того, как ушел первый президент Узбекистана Ислам Каримов, все прекрасно поняли, что власть должна передаваться выборным путем и открыто, а не политическому приемнику», - добавил политолог.
 
Он также согласен с тем фактом, что транзит политической власти должен происходить и это естественный процесс, когда власть передается по причине возраста или иным причинам. Но, говорит политолог, в настоящее время ситуация изменилась в политическом, геополитическом и экономическом плане. «В 2017 году перед всеми странами мира, тем более перед странами Центральной Азии, стоят новые и серьезные вызовы, не только терроризм, но и такие вещи, как политическая нестабильность и экономический кризис», - считает конфликтолог.
 
«Мы видели, как осенью в Узбекистане произошел политический транзит власти, за который все переживали и задавались вопросом, что будет после ухода Каримова. В итоге мы все видим, что политические элиты смогли договориться, и передача власти новому лидеру произошла мягко. И сейчас Узбекистан вошел в совершенно новую систему – политическую, экономическую и геополитическую. Также с приходом нового лидера в Узбекистане поменялась система. Они избежали серьезной политической нестабильности, учитывая численность населения, и другие параметры, что могло отразиться на всех странах Центральной Азии», - подчеркнул Э.Осмонбетов.
 
В Туркменистане, говорит он, политический транзит произошел немного раньше, в Таджикистане еще предстоит этот процесс, но Э.Рахмон ставит на должности родственников и пытается выстроить такую систему, которая сама себя могла бы воспроизводить.
 
По мнению политолога, Казахстан внимательно изучает опыт и Кыргызстана, и видно, что в последний год экспертное и политическое сообщество уделяет серьезное внимание Кыргызстану, поскольку им интересен наш опыт. «Конечно, у них тоже предстоит политический транзит и этому есть различные причины. И видя, что происходит в других странах Центральной Азии, Казахстан старается осуществить транзит власти мягко. По этой причине там будет реализовываться передача политических полномочий парламенту и правительству. В этом ничего плохого нет и в этом переход к некой форме парламентской республики», - считает политолог.
 
Чем хороша парламентская форма правления для стран Центральной Азии и почему для европейских стран, а также Запада Кыргызстан является брендом. Почему их также интересует создание в регионе совсем новой политической системы, как парламентская республика?
 
Это, по словам Эдиля Осмонбетова, является новым политическим опытом и экспериментом, во время которого наблюдают за тем, как все будет происходить. Но здесь для Казахстана проблема в том, говорит он, что парламентская система Кыргызстана позволяет расчленить центры силы принятия решений. «То есть все политические силы будут разделены между парламентом, президентом и правительством. И этом позволит избежать многие вещи», - добавляет эксперт по конфликтологии.
 
Политолог утверждает, что Кыргызстан смог показать, что эта система при правильном развитии позволяет многим политическим силам избежать авторитаризма, семейно-кланового подхода и таких явлений, которые позволяли бы концентрировать власть в руках одного человека.
 
«Как будет реализован транзит власти в Казахстане и будет ли политический преемник, пока остается под вопросом», - отмечает политолог.
 
Как отметил политолог, любой политический преемник — это воспроизводство власти. «И конечно, это может привести к большим политическим и экономическим последствиям для Казахстана, поэтому и реализуется передача власти», - считает он.
 
Политолог также указывает на другую проблему, которая заключается в том, насколько эти полномочия будут распределены и насколько это будет реально сделано, поскольку система власти Казахстана отличается сильно от того, что в Кыргызстане. «Там она более авторитарная и как это будет происходить на самом деле - это вопрос. Но сам факт того, что это происходит, является показателем движения в том направлении, по которому идут многие развивающиеся страны», - добавил он.
 
Относительно реализации передачи некоторых функций президента Казахстана политолог считает, что это удастся реализовать, если не будет такого понятия, как коллективный президент. По его словам, есть страны, к примеру, в Латинской Америке и в Азии, где объявляется о принятии парламентской или смешанной формы правления, но на самом деле они передают полномочия тем ветвям власти, где находятся родственники президента или его сторонники, а также личные кадры.
 
«В любом случае это процесс политического движения, потому что если политическая система не отвечает критериям XXI века, то, конечно, будут большие проблемы у всех стран мира. И мы видим, что мы попали в период геополитической нестабильности и какой будет мировой порядок, пока еще никто не знает», - говорит Э.Осмонбетов.
 
Еще один политолог и представитель экспертного клуба «Далил+» Марс Сариев выразил другое видение относительно инициативы Президента Казахстана. По его мнению, Нурсултан Назарбаев решил начать процесс передачи из-за опасений.
 
 
«Срок его правления подходит к концу, и не факт, что ситуация с передачей власти в Казахстане произойдет без эксцессов, как в Узбекистане. В Казахстане гораздо более сложная ситуация. В Узбекистане властные структуры более сильные, которые были заточены на одного человека – президента, и поэтому структура власти была более устойчивой. В Казахстане, конечно, есть много противоречий», - подчеркивает политолог.
 
Как отмечает М.Сариев, митинги в Актау также имеют корни на элитном уровне, поскольку там превалируют представители племени младший джуз. «Сюда же можно добавить деструктивные выступления внука Н.Назарбаева. Почему оно деструктивное? Потому что таким образом была противопоставлена часть элиты и это вносит момент дестабилизации. Кроме того, сейчас Назарбаев хочет реализовать китайскую модель», - отмечает М.Сариев.
 
Китайская модель представляет собой модель коллективного руководства, говорит представитель экспертного клуба «Далил+», в рамках которой Н.Назарбаев оставит за собой стратегическое управление страной и отойдет на позицию аксакала. При этом, говорит М.Сариев, он пытается распределить власть между клановыми группами, за которыми стоят эти джузы. «Чтобы была большая справедливость, не было противоречий и не ущемлялись какие-то клановые интересы, скажем Младшего и Среднего джуза. Он хочет как-то гармонизировать взаимоотношения среди кланов и джузов. Поэтому, я думаю, что это будет китайская модель гармонизации общества, и он хочет добиться коллективного руководства, тем самым достичь ответственности элит», - считает политолог.
 
В настоящее время, добавил политолог, происходящий процесс перераспределения ресурсов направлен на то, чтобы недовольная часть элит - младший или средний джуз - тоже смогли получить свои преференции и появилась ответственность в управлении государством.
 
По мнению М.Сариева, узурпация власти Старшим джузом или Шапрашты, к которому относится Назарбаев, в последующем приведет к дестабилизации и сепаратизму. На этом могут сыграть внешние игроки, считает эксперт клуба «Далил+», и поэтому Назарбаев хочет сплотить казахскую элиту, привести страну к коллективной ответственности и распределить ресурсы более гармонично.
 
Марс Сариев также указывает и на тот факт, что Назарбаев выступил перед народом с таким посланием, поскольку понял, что выступление его внука, которого, может быть, подтолкнули, совершенно деструктивная вещь. «Айсултан Назарбаев открыто сказал о неугодных людях, что и послужило поводом для радикализации части политической элиты. Поэтому Назарбаев решил своим выступлением погасить или перебить эту волну недовольства», - резюмировал Марс Сариев.
 
ИАЦ «Кабар»
Эрмек Абдрисаев
26.01.17

Другие материалы раздела:
Комментарии
форд


Публикации Авторов:

25.11.2020
"Platon.Asia"
Возвращение Дариги Назарбаевой в большую политику было ожидаемым - политолог

25.11.2020
K.Karabekov (Ъ)
Кыргызская обновленная республика

24.11.2020
A.Lisitczin (RIA)
"Нами правили водители и телохранители". В Кыргызстане меняют конституцию

23.11.2020
"Platon.Asia"
Триумф демократии

23.11.2020
"Afghanistan.ru"
Соседи по интересам

23.11.2020
"Nezigar" (Telergam)
На фоне череды экономических неурядиц Эрдоган обречен на агрессивную внешнюю политику.

19.11.2020
G.Zotov (AIF)
«Мы не придурки какие-нибудь». Почему русский язык обожают в Кыргызстане?

19.11.2020
"EADaily"
Министры ЕС и Центральной Азии настаивают на прекращении огня в Афганистане

18.11.2020
E.Korotkova (MK.kr)
О внешнем долге Кыргызстана перед миром и Китаем

17.11.2020
P.Akopov (RIA)
Почему Россия ничего не может сделать с осколками СССР

17.11.2020
O.Nessar (Afghanistan.ru)
Афганские шахматы: партия отложена до инаугурации

17.11.2020
"Zakon.kz"
Падение экономики Кыргызстана: подобного не было с 1995 года

17.11.2020
"Echo Msk"
В Кыргызстане снова поменялся президент. Тихо и незаметно

17.11.2020
K.Karabekov (Ъ)
Ходка в президенты. На выборах в Кыргызстане за власть поборются сразу несколько бывших заключенных

17.11.2020
"Caravanserai"
США объявили о финансовой поддержке предстоящих выборов в Кыргызстане

16.11.2020
V.Panfilova, NG
США готовы финансировать киргизские выборы

Все материалы раздела

Самые комментируемые

Комментариев еще нет За послед. 7 дней